15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому “внутреннему критику”, который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха. Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения: Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей. Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка. Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности. Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения: Самооценка = Способности = Продуктивность Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д. Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека. Представим ситуацию, в которой старшеклассник готовится к защите своего реферата по истории на зачетном уроке. Он напряженно работает над своим выступлением, а оно оказывается не столь выдающимся, как ему этого хотелось. Он будет разочарован, ведь для него это означает, что он никчемный, ни на что не годный человек. В такой ситуации на помощь приходит промедление, которое нарушает равенство между способностью и продуктивностью. Теперь продуктивность уже не равна способностям, так как были приложены не все силы. Следовательно, независимо от конечного результата, связь между самооценкой и способностями сохраняется. Таким образом, если доклад не получил высшей оценки, докладчик может себя успокоить такой рационализацией: “Если бы я начал раньше готовиться, то мог бы выступить гораздо лучше.” Но если ему удастся преуспеть даже вопреки промедлению, то появляются дополнительные основания для самодовольства: “Какой я молодец. Представляю, как блестяще я мог бы выступить, если бы потратил больше времени на подготовку”. Легче обвинить себя в неорганизованности и лени, чем признать свою неспособность, низкую ценность, ведь именно этого промедлители боятся больше всего. А отсрочки уничтожают этот страх и поддерживают веру человека в то, что его способности превышают уровень достигнутого:
Часто люди, склонные к промедлению, стремятся к совершенству и становятся перфекционистами, даже не осознавая этого. Обычно они предъявляют к себе нереалистичные требования, а затем, когда не могут им соответствовать, чувствуют себя поверженными. Обескураженные, они отступают от своих требований путем промедления. Перфекционисты, склонные к промедлению, придерживаются нескольких убеждений, которые, будучи сами по себе благородными и даже разумными, все же способны сделать жизнь таких людей мучительной и проложить дорогу скорее к продлению, чем к достижению успеха. Убеждения перфекционистов входят в Кодекс Промедлителя. Анализ ответов на вопросы 1-7 Анкеты позволяет выявить у участников группы склонность к префекционизму. Занятия, на которых обсуждается Кодекс Промедлителя, проводятся в коммуникативной логике. Обязательным на каждом из них введение новой информации, ее обсуждение, анализ результатов анкетирования и письменных упражнений. Стремление к совершенству проявляется не столько в безукоризненном поведении, сколько в нереалистичной позиции. По утверждению психолога Дэвида Бернса, люди с высоким уровнем достижений не становятся неисправимыми перфекционистами. Выдающийся ученый, знаменитый артист, преуспевающий бизнесмен знают, что временами могут допускать ошибки, промахи, и это приведет их к временному снижению продуктивности. Стремясь к высоким целям, они в то же время способны перенести разочарования из-за того, что эти цели не всегда оказываются достижимыми. В противоположность этому, перфекционист, склонный к промедлению, обычно ожидает от себя большего, чем следует. Так начинающий писатель уверен, что первые же его наброски будут напечатаны. Торговец рассчитывает каждого покупателя склонить к покупке. Юноша от первого знакомства ждет назначения свидания. Отвечая на вопросы Анкеты, подростки с перфекционистскими наклонностями выбирают варианты а), б), реже в). Здесь, в школьной аудитории, сидя в кругу своих сверстников, они глубоко убеждены в том, что способны с первого раза написать статью, достойную публикации, продать 12 автомобилей и с ходу очаровать понравившуюся девчонку. Они горячо спорят, пытаясь доказать это самим себе и психологу, совсем забыв, что двумя занятиями раньше, выполняя Упражнения 1 и 2, признавались:
В результате такие идеальные представления и высокие стандарты, которые, казалось бы, должны мотивировать людей на достижения, часто становятся недостижимыми и мешают их попыткам. Здесь можно задать старшеклассникам вопросы на размышление:
“Посредственность вызывает презрение” Человеку с такой внутренней установкой невыносимо сознание собственной ординарности, и он стремится превратить все свои дела в выдающиеся. Но поскольку ошибки и промахи являются неизбежной составляющей человеческого существования, человек, полагающий, что “посредственность вызывает презрение”, может найти утешение в промедлении. Когда посредственные или обыкновенные результаты можно оправдать спешкой в последний момент, человек остается при своем убеждении, что потенциал его был велик, дело только за его реализацией. Промедление помогает посредственности казаться временной, превращая ее в случайный результат ненапряженных усилий:
“Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий”
Перфекционисты убеждены в том, что если человек выдающийся, то все дела, даже сложные, должны даваться легко. Обучение должно быть игрой интеллекта, творческие идеи должны течь непререывным потоком. Используя для сравнения такие невероятные образцы, человек, которому предстоит потрудиться над решением какой-то задачи и приложить усилия, начнет чувствовать себя плохо:
Убеждение в том, что все следует схватывать на лету, приводит многих промедлителей к остановке. Их разочарования, связанные с необходимостью напряженно работать, удерживает их от усилий, нужных, чтобы справиться с материалом и овладеть им. Вместо этого они уклоняются от работы с помощью отсрочек. Подросткамследует напомнить,что невозможно чему-либо научиться, если не переносишь незнания. Перфекционист считает, что все должен делать сам. Принять помощь или попросить совета – для него это значит проявить слабость и признать свою некомпетентность. Он не допускает мысли о том, что у него не может быть ответа на все вопросы или что он не способен со всем справиться сам. Даже когда принять помощь будет более эффективно, перфекционист предпочитает страдать в изоляции. Он боится, что кто-то (учителя, друзья, близкие) станут думать о нем хуже, поскольку его выдающиеся способности будут поставлены под сомнение (см. вопроc 5 Анкеты). Когда ноша становится слишком тяжела, промедление становится для него единственным источником облегчения. Будучи неспосбным все сделать сам, он прибегает к отсрочкам. Прежде, чем начать рассказ о промедлителях с такой внутренней установкой, напомню содержание 6 и 7 вопросов Анкеты. Речь в них шла о возможном участии в викторине и игре-конкурсе. Представьте себе описанные ситуации и подумайте:
На первый взгляд кажется, что многим промедлителям не присущ дух соперничества. Их отсрочки выводят их из соревнования. Но так ли это на самом деле? Многие перфекционисты так не любят проигрывать, что стремятся избежать любой деятельности, которая может вовлечьих в соревнование с другими. Они “предпочитают проигрывать” и медлят до тех пор, пока не убедятся, что провал неизбежен, воображая, что могли бы выиграть, если бы вовремя вступили в соревнование. В основе идеи “не выношу проигрывать” лежит более глубинное убеждение: “Я никогда не должен проигрывать”. Те, кто в это верят, могут путем промедления защищать себя от столкновения с реальностью своего несовершенства. Они не могут проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвуют в гонках. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Если человека может удовлетворить только совершенство, то это значит, что он обречен на постоянные разочарования. Совершенство – это идеал, от которого отказываются с трудом. Даже если на рациональном уровне старшеклассники соглашаются, что стандарты перфекционизма нереалистичны и препятствуют развитию, им все равно трудно принять тот факт, что ни сейчас, ни в будущем они не смогут быть совершенными. Избавление от паралича перфекционизма Выберите одно из тех дел, выполнение которых вы откладываете, так как не уверены, что сможете справитьсяс ним отлично. Представьте, что вы сделали его не так идеально, как это требовалось. А теперь ответьте на вопросы:
Проследите всю цепь событий от несовершенного выполнения проекта до окончательной катастрофы. Напишите все отрицательное, что может с вами случиться. Перфекционисты часто мыслят в терминах катастрофы. Они берут небольшое событие, например, такое как ошибка, и преувеличивают его последствия, пока они не становятся ошеломляющими. На отдельное происшествие они порой реагируют так, будто это начало крушения всей жизни. Ожидание катастрофы парализует человека, особенно когда оно безымянно и неопределенно. Поэтому следует четко сформулировать эти безымянные страхи, которые преследуют промедлителя. Это легко сделать с помощью приведенного выше упражнения. Когда все страхи обозначены и последовательность их возникновения определена, я предлагаю учащимся следующие задания. Прочитайте свои записи, подробно просмотрите всю цепь событий, начиная от неуспешно завершенного проекта и до окончательной катастрофы (то есть того самого страшного события, которое может произойти). Переверните лист и на другой стороне запишите через дефис два этих события. Прочтите, что у вас получилось? Что вы можете сказать по этому поводу? Реакции старшеклассников бывают самые разные. Одни с недоумением смотрят на свои листки, затем на меня. Другие весело хохочут и читают вслух свои записи. И действительно, между первой и последней записями – большая разница, иногда такое сравнение даже абсурдно. Например: “провал зачета по физике” – “никто не возьмет замуж”. Выполнив это упражнение, многие наконец начинают осознавать, что смешно на основе одного проявления несовершенства предчувствовать общее крушение. Нет прямой зависимости между посредственным ответом на зачете по физике и судьбой. Если в группе сложилась доверительная атмосфера, подростки охотно делятся своими страхами, обсуждают реальные и воображаемые последствия несовершенного поведения. Если же желания говорить о себе нет, я использую беспроигрышный прием – псевдорассказ о своем вымышленном знакомом – перфекционисте, склонном к промедлению. Я подробно рассказываю о его жизни, отношениях с друзьями, родителями. Описываю ситуацию, в которую он попал из-за своей пагубной привычки медлить. Все, что я о нем говорю, очень похоже на то, что переживают и с чем сталкиваются мои слушатели каждый день. Описав своего вымышленного героя, предлагаю подумать, как бы он ответил на вопросы упражнения 5. Старшеклассники охотно включаются в обсуждение, ведь это не про них, а про кого-то. Совершенно очевидно, что они приписывают вымышленному мною промедлителю свои собственные страхи и последствия, которых боятся сами. Ценность таких занятий заключается в том, что они позволяют подросткам осознать следующее: Чаще всего нарисованные в воображении картины ужасающих последствий непропорционально раздуты, из-за чего несчастье кажется таким близким, что человек оказывается парализован и не способен ни к какой деятельности. Такой тип катастрофического мышления крайне губителен, если человек не осознает, чем он занимается. Можно научиться отстраняться и трезво оценивать свои предчувствия и определять “неизбежность роковых последствий”. Подводя итоги занятия, даю совет: “В следующий раз, когда заметите, что начинаете скатываться в паралич перфекционизма, попробуйте проиграть ваш сценарий худшего случая для этой ситуации. Возможно, когда вы это проделаете, то сможете напомнить себе, что ваши фантазии – это и есть ваши страхи, и они почти наверняка преувеличены”. В противоположность промедлителям, стремящимся к совершенству, существует другая категория людей, которые прибегают к промедлению для того, чтобы, наоборот, избежать успеха. Таких среди подростков немало. Поэтому уместно задать им следующие вопросы:
Успех, в чем бы он ни выражался, неизменно предполагает встречу с неизвестным, а это вызывает у подростков страх. Поэтому они могут оттягивать момент подачи заявления для поступления в лицей, пока не станет слишком поздно, откладывать тренировки перед соревнованиями, медлить с подготовкой к занятиям или олимпиаде по английскому языку, уверяя, что оценки и победа для них не самое важное. Рассмотрим некоторые из тех личностных страхов, которые вынуждают подростков рассматривать успех как то, чего следует избегать, а промедление – как способ избежать успеха. “Если я сделаю
что-нибудь хорошо, За этим убеждением стоит страх не оправдать сложившееся у окружающих мнение о себе. Это подтверждает и выбор некоторыми подростками варианта в) в ответе на 8-й вопрос Анкеты. Так, один слушатель бизнес-школы признавался: “Если я решу задачу новым, оригинальным способом, то каждый раз, когда меня будут вызывать к доске, мне нужно будет придумывать что-нибудь новое, так как все (одноклассники и преподаватель) будут этого ждать”. Таким образом, считая, что в будущем не сможет оправдать ожиданий окружающих, он, зная решение сейчас, в настоящем не пытается его предложить. Одна из наиболее распространенных причин, которая вынуждает подростков заниматься промедлением, это беспокойство о том, что, если они перстанут слоняться без дела и примутся за работу, то им уже никогда не придется побездельничать и насладиться отдыхом. Они боятся, что, каким-то образом, против своей воли, они превратятся в работоманов и им придется проводить бесконечные часы в одиночестве, занимаясь напряженным трудом. Задайте себе вопрос: “Что произойдет, если я начну выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом?” Подумайте и запишите все ответы, которые вам придут в голову. Иногда письменных ответов не получается. Подростки сразу начинают говорить о том, что, по их мнению, произойдет. И чаще всего звучат вот такие высказывания:
Очень редко можно услышать противоположное мнение: что если перестать откладывать и начать вовремя выполнять дела, то это поможет увеличить количество свободного времени. Получается, что работа сама по себе может завладеть человеком и превратить его в автомат, хочет он того или нет. Здесь следует попросить подростков спросить самих себя:
“Если я преуспею, кому-то это не понравится” Прежде, чем объяснять подросткам, как это убеждение может быть связано с их привычкой откладывать дела, медлить, предлагаю им задуматься вот над такими вопросами:
Конечно, в некоторых случаях держать свой успех при себе – это просто проявление учтивости. Но некоторые промедлители используют более крайние меры, чем просто уменьшение своих достоинств, чтобы пощадить чувства других. Достижение в учебе, спорте, творческой деятельности или личной жизни большего успеха, чем у друзей, родственников, вызывает у некоторых людей такое чувство вины, что они прибегают к промедлению, чтобы разрушить свой успех. Похоже, они чувствуют, что должны наказать себя за то, что они оказались в числе “имущих”, а не среди “неимущих”. Доказательство тому – рассказ ученика 11 класса, который провалил вступительные экзамены в лицей при техническом университете: “Учеба в лицее меня привлекала возможностью затем поступить в университет на льготных условиях. Я был уверен, что хорошо подготовлен, что моих знаний и способностей достаточно, чтобы сдать экзамены и пройти по конкурсу. Но все равно провалился и почувствовал облегчение. Все мои друзья, с которыми я учился с первого класса, оставались в обычной школе. Я боялся, что если я уйду в лицей, то они не будут со мной встречаться, что мы потеряем связь. Поэтому почти не готовился накануне экзаменов и не набрал нужное количество баллов”.
Люди с такой установкой боятся, что, получив желаемое, будут потом за это наказаны. Они боятся, что успех поместит их в центр внимания, а там, будучи замечены, они окажутся беззащитными перед нападками. Кто-нибудь начнет оспаривать их правоту или подвергнет критике. А они не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы оказать сопротивление. Вопросы к группе:
Вот что удалось выяснить:
Завершая разговор о причинах, толкающих человека на путь промедления, я обращаюсь к своим подросткам с такими словами:
И снова вопросы для размышления:
Однако некоторых может задеть ваше продвижение. В этом случае вам придется поставить перед собой вопрос: можете ли вы следовать дальше, несмотря на их обиду или даже уход? Достаточно ли у вас сил, чтобы обойтись без их поддержки? Не думайте, что в такой ситуации вы совершено беззащитны. Если у вас хватило сил и мужества сделать первый шаг, то хватит и на то, чтобы измениться и приспособиться к новым обстоятельствам и достичь лучшего.
Объединитесь в группы по 4 человека, подумайте и попытайтесь в течение 5 минут составить список положительных сторон промедления. Через 5 минут прошу представителя из каждой группы ознакомить со своим списком остальных участников занятия. Теперь каждой группе предстоит сообщить отрицательные стороны промедления, составить их список и ознакомить с ним всех присутствующих. После того, как оглашены все “плюсы” и “минусы” промедления, прошу сравнить, какой список длиннее. Цель этих упражнений – помочь подросткам осознать, насколько несоизмеримы выгоды, которые дает промедление, с его последствиями. Задача психолога на данном этапе состоит в том, чтобы, используя полученную от подростков информацию, суметь противопоставить положительные стороны промедления отрицательным. Это повлечет за собой изменение поведения. Я делаю это следующим образом.
Вы умеряли свои старания в школе и на спортивной площадке, на сценических подмостках и в учебной аудитории, вы наложили запрет на естественное и спонтанное выражение своих мыслей, вы удерживали себя от риска, отказывались воспользоваться представленными жизнью возможностями, не говоря уже о разорванных отношениях, чувствах обиды, тревоги и отчаяния. Что произошло бы, если бы вы на самом деле отказались от промедления и столкнулись бы лицом к лицу со своими страхами? Какую опасность представляет для вас осознание собственных ограничений? Действительно ли вы будете наказаны, если выскажете свое мнение? Вы способны начать борьбу с промедлением? Как избавиться от промедления?
Вы сможете радикально перемениться, если Вы того действительно желаете и готовы пожертвовать теми грошовыми привилегиями, которые дает промедление. Чтобы добиться положительных перемен в себе, надо прежде всего поверить, что эти перемены возможны. Затем необходимо сильно захотеть отказаться от порочного стиля поведения в пользу более эффективного. И наконец, надо быть готовым затратить определенные усилия, пережить возможные мелкие неудачи, чтобы тактика изменения собственной жизни принесла долговременный успех. Задача не из легких, но, подобно восхождению на гору, она решается постепенно, шаг за шагом. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья от психолога. Моя цель – помочь вам преодолеть препятствия на пути к полнокровной жизни, уверенности, успеху. Каждый получит только то, что заработал сам. Выбор за вами. Промедление мешает многим людям и ломает их планы, поэтому перспектива уменьшить отсрочки и добиться желаемых результатов кажется для них очень привлекательной. Однако часто люди не осознают, что если они окончательно избавятся от промедления, то те страхи и предчувствия, которые удалось спрятать, скорее всего вырвутся на свободу и предстанут во всей своей красе.> Подумайте вот о чем. Если вы освободитесь от промедления, с какими новыми проблемами или ситуациями вам придется столкнуться, и с которыми вам сейчас бороться не приходится? На несколько минут задумайтесь над этим вопросом. Попытайтесь сформулировать хотя бы три опасности, с которыми придется встретиться. Пусть вас не смущает кажущаяся надуманность возникающих вариантов. Вот некоторые ответы:
Эти опасности улучшения дают некоторые ключи к пониманию того, почему так трудно вырваться из Цикла Промедления. Будучи четко сформулированными, они показывают направление, в котором необходимо совершенствовать свою личность.
Определите сферы, в которых вы прибегаете к отсрочкам, и те, где вы успеваете вовремя. Для этого воспользуйтесь перечнем занятий, сгруппированных по 5 категориям: учеба, самообслуживание (забота о себе), отношения с окружающими, домашние обязанности, личное развитие.
Просмотрите свои списки и ответьте на следующие вопросы:
Люди медлят по-разному. Одни могут целыми днями читать умные книги, углубляя свои знания, так и не решаясь пойти на дискотеку или вечеринку. Другие же, наоборот, все время тратят на развлечения, ходят в гости или принимают гостей у себя вместо того, чтобы сесть за учебник. Чем занимаетесь вы, когда откладываете нужные дела? Отметьте все, что вспомните, включая и типичные занятия, и самые неожиданные. Вот ответы:
Выберите момент, когда вы сможете либо начать какое-то дело, либо отложить его. Например, у вас есть возможность написать первую строчку сочинения, отремонтировать стул, отдельные части которого аккуратной горкой лежат в углу, или еще что-нибудь, что вам нужно сделать. Отметьте, что вы себе говорите, оправдывая свое бездействие. Наиболее распространенные предлоги, которые приходится слышать: “Я устал, сначала нужно отдохнуть”, “Уже поздно, все равно не успею, скоро спать”, “Сегодня неблагоприятный день для такой работы”. К каким оправданиям прибегаете вы? Перечислите свои оправдания и предлоги. Не торопитесь. Вспомните как можно больше. Иногда бывает трудно сразу вспомнить о своих предлогах к промедлению. Они настолько быстро могут проникать в сознание, что их трудно воспринять. Но их можно обнаружить, если некоторое время понаблюдать за собой. Постарайтесь проделать это хотя бы в течение недели. Задание выполняется дома, и на следующем занятии обсуждаются выявленные предлоги:
Что дает знание собственного стиля и предлогов для промедления Поиском ответа на этот вопрос завершается первая часть курса. Иногда старшеклассники опережают меня и сами спрашивают:
В большинстве случаев подростки сами находят верный ответ: “Когда знаешь свои предлоги и манеру медлить, тогда можешь себя контролировать, то есть вовремя их замечать, останавливаться и начинать заниматься тем, чем нужно”.
Человек не может избежать решений. Хочет он того или нет, осознает или нет, он ежеминутно принимает решения и делает выбор. Этот выбор может быть сделан наобум, а может быть глубоко продуман. Но в любом случае это его выбор. Префразируя современного индийского писателя Ананта Мурти, хочу в заключение сказать, что человек творит себя тем, что выбирает. Он сам придает форму этому “нечто”, которое зовет собой. |