Промедление
как психологическая проблема Основой для проведения занятий по этой теме послужила книга американского психолога Дж.Б.Бурка “Промедление. Почему вы им занимаетесь”. Все занятия строились в форме диалога, который перемежался подачей информации, заполнением анкет, выполнением упражнений с последующим обсуждением. Одной из причин нехватки времени является
склонностьили привычка откладывать дела,
поступки, действия до какого-нибудь срока,
который чаще всего неопределен. Такое поведение
мы называем промедлением, а тех, кто им
занимается, – промедлителями: Промедление приносит беспокойство по двум причинам. Во-первых, откладывание дел приводит к внешним последствиям (библиотечный штраф за просроченную книгу, двойка за четверть по литературе и т. п.). Во-вторых, промедлитель страдает от внутренних последствий, испытывая различные негативные чувства от легкой раздражительности и сожаления до отчаяния:
Далее я рассказываю о цикле промедления, но постепенно мой рассказ переходит в беседу. Дети начинают дополнять его примерами из собственного опыта. Они говорят о своих чувствах, мыслях, действиях во время промедления. Итак, что такое промедление? Отдаляя совершение какого-то действия (написание реферата, подготовку доклада, уборку квартиры), промедлитель последовательно проходит через несколько фаз. Их можно объединить в Цикл Промедления, поскольку он повторяется каждый раз в закономерной последовательности.
а) “Нужно было начать раньше...” Такой вывод отражает чувство вины, которое постоянно сопутствует большинству промедлителей. Оглядываясь назад, они начинают сожалеть о потерянном времени. б) “Я делаю все, но...” На этой стадии промедлитель начинает заниматься чем угодно, кроме избегаемого проекта:
Итак, промедлитель начинает делать менее обременительную работу, от которой уклонялся раньше. Это помогает утешиться мыслью: “По крайней мере, я хоть что-то делаю”. Иногда отвлекающая деятельность кажется настолько продуктивной, что промедлитель начинает верить, что он продвигается в своем деле: “Убираешь в комнате и думаешь, что когда все будет чисто и на своих местах, то уже ничего не будет мешать писать сочинение”. Однако со временем становится ясно, что дело не сдвинулось с места. в) “Я ничему не могу радоваться”. Иногда, пытаясь отвлечься от неприятных мыслей о незавершенном деле, промедлитель старается занять себя чем-нибудь приятным:
Но как бы промедлитель ни старался отвлечься, тень незавершенных дел отравляет ему отдых, поэтому любое удовольствие меркнет из-за чувства вины.
Вот к каким “уловкам” прибегают старшеклассники:
Путь первый: не делать. Возможны два варианта завершения этого пути. а) “Я не могу это сделать”. Напряжение стало невыносимым. Завершить работу в оставшееся время невозможно. Промедлитель думает: “Я не могу этого более выносить” – и отстраняется. б) “К чему беспокоитьс?”. В этом варианте, взглянув на все, что осталось сделать, он говорит себе: “Уже поздно. Как ни старайся, как ни упирайся, ничего уже не поможет, а раз так, то незачем беспокоиться”. Он видит, что опять провалил дело, и больше ничего не предпринимает. Путь второй: делать! а) “Не могу больше медлить”. К этому времени напряжение настолько усилилось, что у промедлителя нет больше силждать ни минуты. Ничего не делать оказывается для него хуже, чем предпринять действия, и он начинает. б) “Оказывается, все не так плохо, почему я не начал раньше?” Наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Будучи даже очень трудным, оно все равно продвигается, а это огромное облегчение. Временами работа доставляет промедлителю удовольствие, и он иногда начинает даже сожалеть по поводу всех беспокойств, которые пришлось пережить: “На самом деле, я мог бы радоваться, занимаясь этим делом, я мог бы разделаться с ним гораздо быстрее, ну почему я не начал раньше?” в) “Только бы успеть в срок!” Конец работы уже близок. Времени осталось так мало, что тратить его на проверку, уточнение, улучшение сделанного – непозволительная роскошь. Промедлителя беспокоит только одно – сумеет ли он вообще завершить дело, его уже не заботит мысль о том, насколько хорошо это можно было сделать.
На этом месте я делаю паузу, и мои внимательные слушатели заканчивают фразу за меня:
Почему мы занимаемся промедлением? Несмотря на все страдания и напряжение, которое старшеклассники испытывают на протяжении всего Цикла Промедления, они продолжают с неизменным постоянством откладывать дела, тянуть до последнего срока. Можно предположить, что есть нечто, вынуждающее их медлить, или они получают от этого какие-то выгоды.
Закончите предложения: “Меня заставляет откладывать дела...” Вот окончания первой фразы: “заниматься промедлением заставляет меня только лень, у меня очень слабая сила воли”, “моя несобранность, отсутствие интереса”, “не знаю, по-моему, это происходит автоматически”, “меня заставляют заниматься промедлением мой телевизори улица”, “ничто не заставляет, это происходит само собой, и я ничего с этим не могу сделать”, “страх, что у меня не всегда все получается так, как я хочу”, “то, что предстоит сделать, кажется слишком масштабным и требует больших усилий”, “мысль о том, что, если не буду промедлять, то появится еще больше дел, и все время будет занято”. А вот так старшеклассники заканчивают второе предложение: “кроме неприятностей, промедление мне ничего не дает”, “побольше побыть свободным”, “отведенное для работы время использовать для получения удовольствия”, “моральное право обвинить “жизнь”, “это возможность отдохнуть и накопить сил”, “можно развлечься и заняться приятным делом, а если я не буду откладывать, то придется заниматься только тем, что не нравится или неприятно”, “отодвинуть трудные дела и делать то, что уже умеешь”, “выгоднее быть ленивой, чем получить отрицательный результат”. Анализируя свои ответы, подростки делают выводы, которые записывают на доску. Вот что получается: во-первых, промедление стало привычкой, образом жизни для многих, и поэтому часто даже не осознается. Во-вторых, откладывание – это привлекательная стратегия борьбы с трудностями: В-третьих, когда ты полностью зависишь от взрослых (родителей, учителей), промедление становится надежным способом, с помощью которого дети могут оказывать на них вияние и сопротивляться, оттягивая выполнение задания или не делая его вообще: В-четвертых, в тех случаях, когда школьные
занятия кажутся неинтересными или слишком
примитивными, промедление помогает
превратить скучную работу в соревнование, чтобы
проверить, какое наименьшее количество времени
требуется для ее выполнения: Написав эти выводы на доске, я поворачиваюсь к группе. Некоторое время мы смотрим друг на друга молча. Вижу на лицах некоторых учащихся удовлетворение от сознания, что не все так уж плохо.
Эти и другие признания подростков указывают на то, почему они выбирают промедление в качестве одной из главных защитных стратегий. По мнению психолога-исследователя Дж.Б.Бурка, они отражают образ мыслей, который лишь укрепляет склонность молодых людей к отсрочкам. Эти мысли порой настолько глубоко проникают в сознание, что позволяют назвать их Кодексом Промедлителя: Убеждения, вошедшие в Кодекс Промедлителя подростков, – это, по сути, самообман. Нереалистичные мысли делают невозможным преодоление неизбежных трудностей повседневной жизни и удерживают молодых людей от развития. Как помочь им осознать этот самообман? Подробного рассказа о Кодексе Промедлителя и о том, что стоит за каждым из входящих в него убеждений, недостаточно. Занятия на эту тему нужно построить так, чтобы главными действующими лицами стали сами учащиеся. Для этого я использую Анкету, которая помогает старшеклассникам осознать свои установки и, следовательно, сделать первый шаг по преодолению привычки медлить. Идея составить эту анкету возникла у меня, когда я работала в Бизнес-школе с пятнадцати-шестнадцатилетними подростками. Молодые люди, посещавшие мои занятия, отличались высоким уровнем притязаний. В своих мечтах о будущем они видели себя преуспевающими бизнесменами, юристами, журналистами. Так, одна из девушек откровенно написала: “Стараюсь всегда быть первой”, а ниже подробно и обстоятельно ответила на вопрос, почему она откладывает дела. Беда этих ребят заключается в том, что, стремясь к высоким достижениям, они, как правило, не осознают, что временами могут допускать ошибки, что им будет не хватать специальных знаний, умений, способностей. Следовательно, им трудно будет перенести напряженность и разочарование, если эти цели окажутся недостижимыми. Но прямой разговор об этом с подростками не приведет к осознанию ими истинных мотивов своего поведения, поэтому я использовала анкету.
а) вашу статью включат в верстающийся номер; б) статью примут, ее напечатают в ближайшее время, но с доработками, которые сделает профессиональный журналист; в) вам вернут статью на доработку, попросят изменить стиль, добавить новые факты, примеры; г) вам вернут статью из-за ее несовершенства. а) 12; б) 10; в) 5; г) 2. а) вы попросите кого-нибудь из своих друзей представить вас, познакомитесь, договоритесь о встрече; б) вы потанцуете, пообщаетесь, обменяетесь телефонами; в) вы только потанцуете; г) вы так и не осмелитесь сделать шаг к сближению. а) продолжаете заниматься, делаете записи и трудитесь до завершения; б) убираете тетрадь и книги в стол и идете заниматься менее трудными и приятными делами. а) вы обращаетесь за помощью к более сильному однокласснику; б) просите у учителя консультацию; в) пытаетесь объединиться с другими учащимися, которые тоже желают получить зачет “автоматически”; г) продолжаете самостоятельно искать решение, как бы трудно это ни было. а) соглашаетесь; б) отказываетесь. а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего. б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов. а) высказываетесь, даже если не совсем уверены, что попадете в точку; б) отвечаете только тогда, когда обратятся лично к вам; в) предпочитаете промолчать, послушать, что говорят другие, даже если знаете ответ. а) хотите подумать, сосредоточиться, чтобы затем, все взвесив, приступить к их выполнению; б) отсрочки дают время на дела, которые более приятны и больше нравятся; в) считаете, что если сделаете все сразу, то обязательно появится что-то еще, и свободного времени так и не будет; г) считаете, что, даже если начнете рано, все равно будете заниматься этим делом весь срок и не будет времени на отдых.
Анализ ответов на вопросы анкеты будет проводиться на занятиях, посвященных обсуждению причин промедления (см. гл. “Стремление к совершенству” и “Боязнь успеха”). |